Boris Andreevich

Boris Andreevich

Барабаны в России появились в XVII веке, хотя многочисленные источники дату появления барабана передвигают вглубь веков, присваивая название «барабан» более старинным инструментам. Это, как правило, связано с ошибками перевода древних источников. Они представляются в адаптированном к нашему времени виде, и переписчики, желая быть понятыми, ошибочно присваивают современные названия старинным инструментам. Появление барабанов на территории государства вовсе не означает их вхождение в культуру и быт народа. Процесс признания этих инструментов, в том виде как мы себе их представляем, растянулся в России на целый век. Изучению истории появления и признания барабанов в России и посвящена данная работа. В ней рассматривается история только барабанов, а не всех ударных мембранных инструментов, известных к тому времени. Рассказы о тулумбасах, набатах, бубнах, накрах и др. остается за скобками данного повествования. Историю барабанов нельзя рассматривать отдельно от истории развития самого общества, поэтому необходимо выделить те сферы, которые могли бы явиться толчком и оказать наибольшее влияние на их развитие. И таких возможных областей всего три: религиозная жизнь, светская жизнь и военное дело. Светская и религиозная жизнь в России до конца XVII века исключали возможность использования инструментальной музыки, так как Московское православное княжество придерживалось взглядов первохристиан. «Домострой» считал игру на музыкальных инструментах «грехом равным пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой, достойной христианина, только церковную музыку надлежало ему слушать и петь. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя музыкальные инструменты, тем более играть на них. «Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали… А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать — править пени по пяти рублев на человека». (Из юридических актов XVII века.). Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещали всякие игрища «и в гусли, и в смычки, и сопели». Борьба с музыкальными увеселениями нашла отражение в литературных памятниках, в которых музыкальные инструменты выступают предметом идолослужения, бесовским атрибутом. Так в житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах — «ударища в сопели и в гусли и в бубны». О скоморохах митрополит Иосаф писал Ивану Грозному: «Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве…». По царским указам 1648 г., скоморохи со своими «бесовскими играми» и соучастники их «богомерзкого дела», т.е. зрители, подлежали наказанию батогами и ссылке. Музыкальные инструменты, скоморошьи маски и все, связанное со скоморошьими играми, царские грамоты предписывали ломать и жечь.

<< назад